хрустальный феникс
- Горный земледелец, что это за человек?
- Человек.
- На каких языках он говорит?
- На всех.
- Что он знает?
- Все.
- Какую страну он считает своей родиной?
- Никакую и все.
- Кто его бог?
- Бог.
- Как зовешь ты его?
- Безумцем.
- Как, повтори, зовешь ты его?
- Мудрецом.
- Кто он в вашей шайке?
- То, что он есть.
- Главарь?
- Нет.
- Кто же он в таком случае?
- Душа.
- Человек.
- На каких языках он говорит?
- На всех.
- Что он знает?
- Все.
- Какую страну он считает своей родиной?
- Никакую и все.
- Кто его бог?
- Бог.
- Как зовешь ты его?
- Безумцем.
- Как, повтори, зовешь ты его?
- Мудрецом.
- Кто он в вашей шайке?
- То, что он есть.
- Главарь?
- Нет.
- Кто же он в таком случае?
- Душа.
Виктор Гюго, «Человек, который смеется»
❝Разговор вслух наедине с собой производит впечатление диалога с богом, которого мы носим в себе.
Прохожие, у которых есть свое мерило для оценки незаурядных людей, говорили: «Вот идиот!»
В улыбке всегда есть некие начала примирения, тогда как смех часто выражает собою отказ примириться.
...удостоверившись, что уже самый факт существования является в какой-то мере наказанием, и видя в смерти избавление, он тем не менее лечил больных, которых к нему приводили. У него были укрепляющие лекарства и снадобья для продления жизни стариков. Он ставил на ноги калек и потом язвительно говорил им: "Ну вот, ты снова на ногах. Можешь теперь вволю мыкаться в этой юдоли слез". Увидев нищего, умирающего от голода, он отдавал ему все деньги, какие у него были, и сердито ворчал: "Живи, несчастный! Ешь! Старайся протянуть подольше! Уж только не я сокращу сроки твоей каторги". Затем, потирая руки, он приговаривал: "Я делаю людям все зло, какое только в моих силах".
Сделать навсегда маской собственное лицо человека - что может быть остроумнее этого?
Душа человек страшится встречи с душою вселенной.
Не жить и вместе с тем продолжать существовать, находиться в бездне и в то же время вне ее, умереть и не быть поглощенным смертью - во всем этом, несмотря на несомненную реальность, есть что-то неестественное и потому невыразимое.
Когда перед нашим взором смутно возникают тайны бытия - небо, бездна, жизнь, могила, вечность, - в такие мгновения все ощущается нами как нечто недоступное, запретное, огражденное от нас стеной. Когда разверзается бесконечность, все двери в мир оказываются запертыми.
Взрослый задал бы себе тысячу вопросов, ребенок только смотрел.
Надежда на пристанище в мере является источником человеческой веры в провидение. Верить, что для нас всегда найдется кров, значит верить в бога.
Это старческое лицо отражало странное душевное состояние - результат сложных противоречий, влекущих человека одновременно и в сторону добра и в сторону зла; внимательный наблюдатель разгадал бы, что это существо способно нравственно опуститься до уровня дикого зверя, пасть ниже тигра или возвыситься над обыкновенными людьми.
Монолог - это дым духовного огня, горящего внутри нас.
Нельзя спокойно созерцать ад.
В беспредельном и смутном мраке чувствуется присутствие чего-то или кого-то живого, но от этого живого веет на нас холодом смерти. Когда закончится наш земной путь, когда этот мрак станет нам светом, тогда и мы станем частью этого неведомого мира. А пока - он протягивает к нам руку. Темнота - его рукопожатие. Ночь налагает свою руку на нашу душу. Бывают ужасные и торжественные мгновения, когда мы чувствуем, как овладевает нами этот посмертный мир.
Pax in bello - мир во время войны
Для морских птиц эти старинные маяки представляли несравненно большую опасность, чем нынешние. Привлеченные ярким светом, птицы слетались на огонь и попадали прямо в костер; там они прыгали, как адские духи, корчась в предсмертных судорогах; иногда они вырывались из раскаленной клетки и падали на скалу, обугленные, искалеченные, ослепленные, как падает ночная мошкара, обгоревшая в пламени лампы.
Умолк колокол, звучавший угрозой. Исчез из виду маяк, предостерегавший об опасности. Однако, когда тот и другой остались позади, беглецов объял еще больший ужас. Колокол был голосом, маяк был факелом. В них было нечто
человеческое. Без них оставалась одна лишь пучина.
Буря не блещет фантазией: она груба, могуча и прибегает всегда к одним и тем же приемам.
Мрак неисчерпаем. Он вероломно таит в себе неисчислимые ловушки и козни. Человек же быстро расходует все свои средства. Человек выдыхается; бездна неистощима.
Тебя сковывает именно то, что помогает птицам расправить крылья, а рыбам свободно двигаться. На первый взгляд это ничто, а между тем это все.
Ветры - это налет диких всадников; держитесь стойко, и ватага рассеется. Штиль - это клещи палача.
Раскаяние - ладья, которая никогда не идет ко дну. У вас нет больше компаса? Вы заблуждаетесь. Ваш компас молитва.
Бывают случаи, что и тигры лижут распятие. Когда приоткрывается дверь в неведомое, верить - трудно, не верить - невозможно.
После смерти наши глаза опять откроются, и то, что было молнией, станет солнцем.
Нет предела неожиданностям, кроющимся в бездне: тут все возможно, даже спасение.
Он скользил, карабкался, падал, поднимался, нащупывал дорогу и упорно шел вперед - вот и все. В этом тайна всякой победы.
Бодрствующий человек проходит по спящим улицам точно сквозь мглу чужих сновидений, безотчетно сопротивляясь натиску наступающих на него призраков; он испытывает (или во всяком случае ему кажется, будто он испытывает) ужас соприкосновения с незримыми и враждебными существами; каждое мгновение он сталкивается с чем-то неизъяснимым, что сейчас же пропадает бесследно.
Анаксагор учил, что снег черного цвета. Он был прав: холод - это чернота. Лед - это ночь. Ну и вьюга! Представляю себе, как приятно сейчас в море. Ураган - это хоровод дьяволов, это бешеная свистопляска вампиров, все они скачут галопом и кувыркаются у нас над головой.
Наша судьба целиком соткана дъяволом, а бог только подшил рубец.
Неразумная верность своим убеждениям ведет вниз, как лестница в погреб. Ступенька, другая, третья - и вы погружаетесь во тьму. Люди смышленые поднимаются обратно, простофили остаются внизу. Нельзя легкомысленно разрешать своей совести быть неприступной. Ведь так можно понемногу дойти до такой крайности, как честность в политике.
Ведь зубы могут смотреть, так же как глаза - кусаться.
Красный кардинал великолепен, серый кардинал страшен.
Управляет ничтожество. Это совершенно понятно. Нити находятся в руках того, кто внизу.
Он занимает самую удобную позицию.
Он все видит, и к нему прислушиваются.
Он - око правительства.
В его распоряжении - ухо короля.
Если вы хотите быть сильным, будьте незаметным. Будьте ничем. Свернувшаяся кольцом спящая змея является в одно и то же время символом бесконечности и нуля.
Природа заполняет пустоту любовью; ум нередко прибегает для этого к ненависти. Ненависть дает ему
пищу.
Существует ненависть ради ненависти; искусство ради искусства более свойственно натуре человека, чем принято думать.
Люди ненавидят. Надо же что-нибудь делать.
Палач, орудуя раскаленным железом, обжигается сам, но не обращает на это внимания. Вы ничего не чувствуете,
так как другой страдает больше. Видя, как мучится тот, кого пытают, вы не ощущаете собственной боли.
Hie sunt leones - here there be lions
Немедленно и быстро извлекать для себя пользу из любого обстоятельства - искусство подлинного злодея, превращающее мошенника в демона.
Одиночество Деи было мрачным: она не видела ничего. Одиночество Гуинплена было зловещим. Он видел всё.
Дурные мысли - самоубийство души.
Люцифер преспокойно шел мимо. Он увидел женщину и превратился в Сатану.
Sunt arreptitii vexati daemone multo.
Est energumenus quem daemon possidet unus
[Бесноватые - это те, кого мучат многие бесы.
Тот, кем владеет лишь один бес, - только одержимый (лат.)].
Головокружение - это своего рода ясновидение.
Горе тому, про кого говорят: "Счастливец!"
Ангел необходим человек, но неужели он не может обойтись без дъявола?
"Aperto vivere vote" ["Жить, открыто изъявляя свою волю" (лат.)]
...рай, воздвигнутый над адом, колеблется; всюду страдания, горе, муки; то, что находится наверху, клонится вниз, а то, что лежит внизу, раскрывает зияющую пасть; тьма стремится стать светом; отверженные вступают в спор с
блаженствующими.
Он был человеком в большей мере, быть может, чем кто бы то ни было, ибо двойственная судьба его воплощала в себе все человечество. Однако, являясь выразителем человечества, он все же чувствовал себя вне его.
@темы: ©