Герой - Уинстон Смит, который работает в министерстве правды - он переписывает прошлое каждый день. Но он сомневается. Он вступает в преступную связь с Джулией из другого отдела. Они влюбляются и тайно встречаются. Уинстону этого мало, он верит в существование некого подпольного братства, которое однажды свергнет партию. Их "находит" представитель партии О"Брайан, и даёт им книгу с правдой - книгу братства. Но всё наоборот.
Уинстона и Джулию ломают в министерстве любви, выжигая саму сущность человека. И остаются презирающие друг друга разбухшие две пустоты, которые верят, что 2*2=5 и всему прочему, что даёт партия. И они любят Старшего Брата, которого ненавидели и презирали.
Книга полна размышлений о политике и том, как три сверхдержавы заморозили время. Людей превращают в скот, который ничего не понимает. Низшему классу - пролам - всё равно, средний класс под наблюдением, а внутренняя партия, высший, пристально следят за порядком.
Уинстон понимает с самого начала, что первыми из неверных мыслей и поступков он уже делает себя мертвецом. Пока его ломают, он страстно хочет умереть, но тлеет надежда. Надежда опасна. Он всё равно мечтает умереть, ненавидя их. Но вместо этого он предаёт Джулию, и теперь он есть, но его вроде нет.
Уинстон мёртв. Он умер от страха и боли в комнате 101. Остались только обрывки его мыслей, но он им не верит. Но теперь его уже никогда не застрелят и он не сможет ненавидеть убийц. Он просто разжиреет и сдохнет, грязно и позорно. Наверняка. Сломать человека не так уж сложно. Единственное, что могло помочь ему найти выход, смерть - иной инстинкт самосохранения. Но у людей его нет. Такой инстинкт есть у подлинных безумцев. У таких, которые, узнав о поражении, могут принять яд. Но где же взять яд простому человеку? Который просто ищет?
Моё впечатление - книга сильная, встряхивает разум и душу, и достойна называться шедевром в общем смысле. Но она воистину противна. В плохом конце здесь нет смысла, просто шах и мат свободе. Одна большая лужа, в которую село человечество. Ничего великого в этой книге нет. Это просто еще один печальный памятник действительности. Все загнаны в угол. Я не говорю, что стихийное восстание есть выход. Я говорю, что это не верх. Верх - когда человек всё знает. Он просто ничего не может. Совсем.
Я не хочу возвращаться и не хочу изучать это целый год.